Сайт  учителя истории МБОУ СШ №5 г. Кстово Нижегородской области

Танаевой Т.Н.

Уроки

 

 

Тема урока.  Духовая жизнь советского общества в 1920-е годы.

Цель:

- понять и осмыслить процессы, которые происходили в духовной жизни России в 1920-е годы и к чему они привели.

- развивать у учащихся умения выполнять задания творческого характера

Задачи:

Обучающие

познакомиться с мероприятиями советской власти

- по борьбе с неграмотностью

- об отношении большевиков к церкви

- о взаимоотношениях большевиков с интеллигенцией

- об установлении контроля большевиков над духовной жизнью общества.

Развивающие.

- развивать у учащихся

- умения выполнять задания творческого характера

-  навыки переработки информации

- навыки творческого мышления (видение структуры и проблемы тем

- навыки составления учащимися тестов  с одним или множественным выбором ответа,

 на установление соответствия, на исключение лишнего или продолжение ряда в установленной закономерности, на группировку исторической информации, на установление хронологической последовательности

- на определение логической последовательности и т.д.

- навыки работы с историческим источником: выделение главного, существенного в источнике, т.е.выделение фактов, а также, связанных с ними, причин и следствий

- навыки, способствующие формированию умения давать развернутые ответы на заданную тему.

- навыки, способствующие на формированию умения работать с использованием схемы

- навыки, способствующие формированию умения работать с историческим наглядным иллюстративным материалом

 

Воспитательные

Подведение уч-ся к:

- пониманию смысла понятия «духовная жизнь общества, личности

- осознание ценности личности,  каждого мнения, умению выслушивать это мнение

- формирование собственной позиции по отношению к историческим событиям, явлениям современной жизни

-

Ход урока.

Учитель.

Вспомним, что означает понятие «Духовная жизнь общества»

Ответы учащихся.

1). Духовная жизнь общества – это сфера общественной жизни, которая вместе с экономической и социально-политической жизнью составляет специфику данного общества»

2).В понятие «духовная жизнь» входят: литература, искусство, религия, образование,

Идеология и т.д.

3).Духовная жизнь общества – охватывает различные формы и уровни общественного сознания, нравственное, научное , эстетическое, политиченское, правовое и религиозное сознание

Учитель:

Какие события повлияли на культуру России в 1920-е годы

Ответы уч-ся:

- Февральская революция 1917 года и приход к власти Временного правительства.

- Октябрьская революция 1917 года и приход к власти большевиков

- Гражданская война

 

Учитель.

На предыдущих уроках мы выяснили, что большевики, придя к власти, стали строить новое государство. В этом государстве создаются новые органы власти, проводится «новая экономическая политика». Проводя экономическую политику большевики ошибались, изменяли ее. Вероятно, не все гладко складывалось и в духовной сфере.

Чтобы разобраться в этом, предлагаю заполнить таблицу, в  которой записать достижения и просчеты большевиков в духовной сфере.

Это будет ваше домашнее задание. Запишите в дневник.

Учитель.

Чтобы продолжить работу нам необходимо сформировать 4 группы.

На столе находятся иллюстрации, каждый берет по одному листочку. Ваша задача – восстановить иллюстрацию и найти членов своей группы.

Пока ребята формируют группы, я хочу раздать задания ребятам, которые будут работать в группах.

1 – Составить тестовые задания на знание дат и событий

2 – На основании 5-ой статьи пар.22 составить тестовое задание на соотнесение имени деятеля культуры и рода его занятий

3.Работа с карточкой, на одной стороне которой написано «Духовная сфера», а на другой

написать набор ключевых слов, которые характеризуют духовную жизнь общества в 1920-е годы.

4.Сравнить положение в духовной сфере в конце XIX – начале XX (Серебряный век русской культуры) и в 1920-е годы.

5.Заполнить таблицу:

ФИО писателя, художника

Название произведений

 

 

 

Учитель.

Ребята образовали группы и занимают места, где для них приготовлены задания

1-я группа.  Работа с документом и ст.1 пар.22.

Ответить  на  вопросы:

1).Как называется документ?

2).Что мы узнали из этого документа?

3).Какие вопросы возникли по содержанию документа?

4).О чем вам захотелось узнать в связи с этим документом?

2-я группа

Составить тестовое задание а тему «Большевики и церковь»

Наряду с верными положениями написать и неверные

3-я группа

Прочитать высказывание и привести не менее трех положений, которые могут служить аргументом  данного высказывания.

4-я группа

Используя схему доказать, что большевики устанавливают свой контроль над духовной жизнью общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На выполнение работы – 10-12 минут.

Выступление 1-ой группы.

Документ называется «Удостоверение», которое выдано Школьным Советом Саратовской фабрично-заводской семилетки водников

У нас возникли вопросы:

1)Почему школа называется фабрично-заводской семилеткой водников

2)Какие предметы там изучали

3)Нет оценок по предметам, а только их перечень

4)В связи с этим нам захотелось узнать: какие мероприятия проводили большевики в области образования?

Об этом мы узнали из первой статьи пар.22.

30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил Положение о единой трудовой школе РСФСР», где записано: «…внедрялись элементы самоуправления». Подтверждение этого положения мы находим в документе: удостоверение выдано Школьным Советом

Далее в учебнике говорится, что были издержки: из школы изгонялись парты, отменялись уроки, учебники, отметки, экзамены. Отсутствие отметок в удостоверении – это подтверждение издержек.

В Декрете Совнаркома от 26 декабря 19198 года говорится, что все население от 8 до 50 лет, не умеющие читать и писать, обязано обучаться грамоте. К обучению неграмотных местным органам предоставляется право в порядке трудовой повинности привлекать грамотное население.

При университетах и институтах были созданы рабфаки – рабочие факультеты. Туда направлялись молодые люди по  комсомольским и партийным путевкам. Государство обеспечивало  их стипендиями и общежитиями.

Учитель.

Почему большевики такое большое внимание уделяли развитию образования.

Учащиеся.

В стране было много неграмотных, а большевики поставили цель – построить коммунизм, а это могли сделать только образованные люди.

 

 

 

 

Выступление второй группы.

Нам было дано задание составить тест на тему «Большевики и церковь», где наряду с правильными ответами написать и неправильные.

Мы составили два задания

1).Цель большевиков по отношению к церкви

А)воспитать нового человека

Б)привлечь церковнослужителей на свою сторону

В)уничтожение церквей

Г)распространение христианских идей, заповедей

2).Декрет от 23 января 1918 года привел к

А)закрытию храмов, монастырей

Б)представителей интеллигенции облагали низкими налогами

В)священнослужители могли участвовать в выборах

Г)имущество церкви конфисковывалось  для «революционных нужд»

Д)дети священнослужителей имели льготы при поступлении в высшие учебные заведения

Е)Священнослужителей арестовывали и отправляли на принудительные работы

Ж)создавались союзы «Воинствующих безбожников»

Учитель

Почему большевики вели наступление на церковь?

Ответ учеников

Большевики хотели устранить конкурента в духовной жизни.

Большевики одни хотели влиять на сознание и мысли людей

 

 

 

 

 

Выступление третьей группы.

Нам было дано задание прочитать высказывание и привести не менее трех положений, которые, которые могу служить аргументом данного высказывания.

«Период 1920-х интересен с точки зрения идейного и духовного раскола советской интеллигенции, часть которой обслуживала господствующую идеологию, а другая выступала с традиционных позиций борьбы за свободу творчества……..»

    (Пищулин Виктор Иванович; доктор исторических наук)

Ответ учащ-ся

На основании стать «Власть и интеллигенция мы хотим привести такие положения

1)Одни представители интеллигенции считали, что отечественные культурные традиции будут поставлены под контроль новой власти. Ценя превыше всего свободу они эмигрировали, уехали из страны. За границей оказались писатели И.А.Бунин, А.И.Куприн, художник А.К.Глазунов; композиторы- С.С.Прокофьев, С.В.Рахманинов, певец Ф.И.Шаляпин; художники И.Е.Репин, В.В.Кандинский, М.Шагал и другие.

2)Другие представители интеллигенции считали, что революция, как очистительная гроза, омолодит страну. Они смело шли к новой жизни. Это были поэты Владимир Маяковский и Александр Блок, художники Петров-Водкин, Б.М.Кустодиев

3)Многие ученые считали своим долгом работать на благо Родины, хотя и не разделяли взгляды большевиков. Это основоположник теории самолетостроения Н,Е,Жуковский, химик .Н.Д.Зелинский, основатель космонавтики К.Э.Циолковский, физиолог И.П.Павлов растениевод Тимирязев и другие

2)В 1921 году русские эмигранты в Праге выпустили сборник статей «Смена вех». Они считали, что большевикам удалось установить порядок в стране. Они надеялись, что советская власть восстановит буржуазно-демократические порядки. Эти идеи восприняли некоторые представители интеллигенции, которые остались на Родине. Некоторые вернулись в Россию из эмиграции. Это писатель Алексей Толстой, композитор Сергей Прокофьев, поэтесса Марина Цветаева, поэт и писатель Максим Горький

Учитель задает вопрос классу

Давайте сделаем вывод – как относились представители интеллигенции к советской власти?

Ответ уч-ся Одни не приняли новую власть и уехали за границу

Другие – поддержали новую власть

Третьи, хотя и не были согласны с идеями большевиков, но считали своим долгом приносить пользу своей стране, независимо от того, какая там власть.

Выступление четвертой группы.

Наша задача состояла в том чтобы,  используя данную схему доказать, что большевики устанавливают партийный контроль над духовной жизнью общества?

СВОБОДА

 

НЕТ                                                                                                                         ДА                                                         

                                                                                                                          

 

 

1)В этой схеме не совсем понятно было назначение слова «свобода».

Свобода – это возможность что –то свободно делать. А ключевое слово в вопросе – контроль.

Придя к власти большевики установили свой контроль над всеми серам жизни общества, в том числе и над духовной.

В 1921 году был организован процесс над Петроградской боевой организацией. Некоторые участники этой организации были расстреляны. Среди них ученый –химик М.М.Тимирязев, поэт Николай Гумилев.

2)В 1922 году из страны высланы 160 ученых и дятелей культуры. Среди них философ Н.А.Бердяев, писатель С.Н. Булгаков, социолог П.А.Сорокин и другие.

3)В 1922 году был учрежден специальный цензурный комитет – Главлит, который осуществлял контроль за всей печатной продукцией. Потом появился Главрепертком, который контролировал репертуар театров. Эти факты говорят о том, что в области духовной сферы свободы не было. Мы зачеркнули слово НЕТ. В статье параграфа написано, что в 1920- годы еще была некоторая свобода творчества, подтверждения этому в статье мы не нашли и поэтому не смогли расшифровать слово ДА.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Переходим к 5-му вопросу «Начало нового искусства»

Этот вопрос мы рассмотрим на основании презентации, которую подготовили два ученика.

Ребята, как вы думаете, что означает выражение «новое искусство»

Ответы уч-ся

- возможно это какие то новые направления, которые  появились в стране после установления власти большевиков

Задание классу:

Заполнить пропуски в данной схеме                                       

 

 «Новое искусство»

              

v                           v                            v                            v   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


«Новое искусство»

1)В 1920-е годы появляются различные группировки, организации с самыми различными взглядами

Пролеткульт – это литературно-художественная и культурно-просветительская организация. Ее руководители призывали выбросить на свалку истории культурные достижения и традиции прошлого. Они создавали художественные студии и клубы

2)В 1925 году появилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП).

Представители этой организации считали,  что оценивать литературные произведения надо в зависимости от социального происхождения авторов, а не их художественного достоинства. Представителями этого направления были писатели А.Серафимович, Д.Фурманов

1)Востребованным жанром стала сатира. Этот жанр был представлен рассказами Зощенко, Романом Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», сатирическими пьесами Владимира Маяковского «Клоп», «Баня»

Большую популярность получило искусство плаката. Его представителями были В.Дэни

«Банда», Д. Моор «Ты записался добровольцем»

2)Окна сатиры РОСТА – это серия плакатов, созданная в 1919-1921 годах советскими поэтами и художниками, которые работали в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). Эти плакаты посвящались злободневным событиям. Они размножались с помощью трафарета и выставлялись в витринах.

1)Советские художники, скульпторы, графики объединились в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Эту организацию поддерживало государство. Она была создана  в 1922 году. Цель  этой организации «запечатлеть величайшие моменты истории». Представителями  ассоциации были

Митрофан Борисович Греков «Трубач первой конной»

Исаак Израилиевич Бродский  «Ленин и манифестация»

Сергей Васильевич Герасимов «На страже», где изображены  Иосиф Виссарионович Сталин и Ворошилов на фоне Кремля. У зрителей должно было создасться мнение, что руководители думают о народе, у них все под контролем.

Борис Владимирович Допрос коммуниста»  Изображенные события происходят во время Гражданской войны. Коммунистов допрашивают белогвардейские офицеры.

Коммунисты изображены смелыми, отважными, а белогвардейские офицеры изображены жестокими, несдержанными.

Учитель

Ребята, кто заполнит пропуски?

А теперь вернемся к схеме  (свобода)

Ученик: в 20- годы была некоторая свобода творчества, появились различные творческие объединения, о это была неполная свобода, потому что члены этих объединений должны были поддерживать идеи большевиков.

Учитель.

Некоторые уч-ся работали в группах.

2 ученикам было дано задание «Отметить общее и особенное в развитии духовной культуры в конце.Сравнить положение в духовной сфере в конце XIX – начале XX (Серебряный век русской культуры) и в 1920-е годы.

Выступление уч-ся.

Отличие:

1)В конце XIX - начале XX века было больше свободы для развития творчества, а в 1920 -е годы

большевики устанавливают свой контроль над духовной жизнью общества

Общее:

В период Серебряного века и в 1920-е годы  создавались различные творческие объединения.

Учитель.

Обратим внимание на иллюстрации.

Какую из их можно считать символом эпохи?

Давайте подведем итог. О чем мы узнали на уроке?

Уч-ся.

На уроке мы узнали о том, какие мероприятия провели большевики по борьбе с неграмотностью, как складывались взаимоотношения большевиков с церковью, с интеллигенцией, что такое « новое искусство». Узнали, что придя к власти большевики стали устанавливать свой контроль над духовной жизнью общества.

Итог.

Мы сегодня заглянули в историю духовной жизни советского общества в 1920-е годы. Выяснили, что в ыяснили, что в духовной сфере были значительные достижения:

-борьба с неграмотостью

-формирование новой интеллигенции

Просчеты:

-выезд за границу деятелей науки и культуры, которые не восприняли идеи большевиков

-репрессии против деятелей культуры и науки

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»