Сайт  учителя истории МБОУ СШ №5 г. Кстово Нижегородской области

Танаевой Т.Н.

УМК

 

 

Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Ивановой Л. 2013г.

Обществознание. 5 класс. (Комплект с электронным приложением)

 

Учебник является началом единой линии учебников по обществознанию для основной школы. Она обеспечивает преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», расширяя элементарные представления учащихся о человеке и его взаимодействии с другими людьми, обществом и государством. Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
 

В учебнике рассказывается о современном обществе, его четырёх сферах — экономической, политической, социальной и духовной, единстве мира и глобальных проблемах, о российском обществе: его устройстве, конституционных основах, особенностях развития в начале XXI века. Учебник написан простым, доступным языком, содержит разнообразные примеры, ориентирующие шестиклассников в их повседневной жизни, хорошо иллюстрирован. Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования 2010 г. и Примерной программе основного общего образования. Учебник предназначен для общеобразовательных учреждений: школ, гимназий, лицеев.

 

 

В пособии представлены рабочие программы по обществознанию для 5-9 классов, ориентированные для работы по учебникам А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой (М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2010). Каждая программа содержит: пояснительную записку, включающую учебно-тематический план, требования к образовательным результатам, список литературы для учителя и учащихся, учебно-методическое обеспечение; развернутое тематическое планирование, в котором отражены образовательные задачи и универсальные учебные действия, объем освоения и уровень владения компетенциями, педагогические средства и формы организации совзаимодействия на уроке, педагогическая система внеурочной занятости ученика. Предназначено руководителям методических объединений, учителям обществознания; рекомендовано студентам педагогических учебных заведений.

 

 


Рабочая тетрадь является пособием для самостоятельной работы учащихся на уроке и дома.
Пособие основывается на учебнике А.И. Кравченко «Обществознание» для 6 класса. Выполнение заданий позволит школьникам лучше усвоить учебный материал и систематизировать полученные знания.

 В учебнике рассказывается о современном обществе, его структуре, о его четырех сферах — экономической, социальной, политической и духовной, о ребенке в обществе, в семье, в школе. Учебник снабжен цветными иллюстрациями, отражающими различные сферы жизни общества прошлого и современности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обществознание. 6 класс. Текущий и итоговый контроль. Контрольно-измерительные материалы. ФГОС, 2014 г

Пискарев В.И., Сафронова И.В.

Контрольно-измерительные материалы предназначены для проведения текущего и итогового контроля по курсу «Обществознание. 6 класс». Пособие включает задания в формате ГИА по всем разделам курса обществознания 6 класса.
Пособие адресовано учителям, преподающим обществознание, и учащимся.

 

 

В пособии представлены поурочные разработки по обществознанию в 6 классе, составленные по учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. "Обществознание" - М.: Русское слово, 2006.
Поурочные планы содержат разнообразный материал, способствующий формированию у учащихся знаний по основным обществоведческим понятиям и терминам, навыков самостоятельной творческой работы с книгой, иллюстрацией, таблицей и схемой, развитию мыслительной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 В учебнике рассказывается о мире человеческих отношений, личности подростка, излагаются основы поведения, говорится о тех проблемах, с которыми приходится сталкиваться подростку. Учебник написан простым доступным языком, хорошо иллюстрирован. Имеет разнообразный методический аппарат. 

 

Хромова Ирина Сангуровна

Тесты по обществознанию к учебнику А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой "Обществознание". 7 кл…

В пособии представлены тестовые задания, разработанные к главам учебника А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой "Обществознание. 7 класс". Завершает книгу итоговый тест, содержащий вопросы и задания, охватывающие основные проблемы курса. Решение тестов позволит школьникам лучше усвоить материал и систематизировать полученные знания.

 

Кочетов Николай Степанович

Обществознание. 7 класс. Поурочные планы по учебнику А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой

Данное пособие содержит поурочные планы, составленные по учебнику: Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание. 7 класс. М.: ООО "Русское слово - учебник", 2012. Предлагаемый материал поможет в планировании индивидуальной и групповой деятельности учащихся, формировании их гражданской позиции и развитии личностных качеств на основе проблемных, поисковых и практических методов.

 В учебнике содержатся основы социологии, экономики, а также рассматриваются основные явления развития общества.Данный учебник полностью включает в себя обязательный минимум по этим разделам обществознания, утвержденный Министерством образования РФ.Учебник написан легко и доступно для современных учащихся

 В пособии представлены тестовые задания ко всем главам учебника А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой "Обществознание" для 7 класса и итоговый тест, содержащий вопросы, охватывающие основные проблемы курса. Решение тестов позволит школьникам лучше усвоить учебный материал и систематизировать полученные знания

 

 Рабочая тетрадь является пособием для самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. Выполнение заданий позволит школьникам лучше усвоить учебный материал и систематизировать полученные знания.

11-е изд. - М.: 2011. — 224 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данный учебник является продолжением учебника для 8 класса. В учебнике содержатся основы права, политологии и культурологии. Учебник написан легко и доступно для современных учащихся.

 

  Рабочая тетрадь является пособием для самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. Выполнение заданий позволит школьникам лучше усвоить учебный материал и систематизировать полученные знания.

Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Жильцова Е.И., ИвановаЛ.Ф. и др. Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 10-11 классы, базовый уровень

 

 

Обществознание:  10  класс : учеб. для  общеобразоват.  учреждений: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др. ; /под ред. Л. Н. Боголюбова

 

Учебник представляет собой вторую часть краткого варианта обществоведческого курса для старших классов. Вместе с учебником для 10 класса он полностью охватывает Обязательный минимум содержания, установленный Государственным стандартом для базового уровня обществоведческого образования.

Пособие содержит поурочное планирование, разработки по всем урокам базового курса "Обществоведение" для 11 класса. В нем предложены различные варианты организации познавательной деятельности учащихся, даны советы, как раскрыть ключевые и наиболее сложные вопросы курса, а также представлен дополнительный научно-информационный материал для учителя по изучаемым проблемам.

 Привлечение учащихся к проектной деятельности повышает их интерес к учебе, формирует коммуникативные и исследовательские навыки, умение определять проблемы и находить пути их решения. В пособии представлены разработки учебных проектов по обществознанию для 6-11 классов, содержащие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 5»

 

 

ПРИНЯТА                                                                                                            УТВЕРЖДЕНА

педагогическим советом                                                                      Приказом директора МБОУ СШ №5

Протокол №  1                                                                                        от  26.08.2015                                402                                                                                                                                

   от 26.08.2015                                                                    

                                                                                             

 

 

 

 

Рабочая программа

учебного предмета «Обществознание»

ФГОС ООО

класс:   5

учебный год:   2015-2016

 

 

                                                                      Учитель: Танаева Татьяна Николаевна

высшая квалификационная категория

 

 

КСТОВО,2015

 

 

 

Рабочая программа предмета «Обществознание»

для основного общего образования

1.Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Обществознание» для основного общего образования разработана на основе нормативных документов:

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта общего образования» (зарегистрирован Минюстом 01.02.2011 г. №19644);

Приказ министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 №2106 «Об утверждении федеральных требований к ОУ в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»

Приказ министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 №986 «Об утверждении федеральных требований к ОУ в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»

Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011г. №МД-1552/03 «Об оснащении образовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ» 2.4.4.2821-10 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.11.2010  №189)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

- информационно-методических материалов:

1.Примерная основная образовательная программа основного общегообразования, рекомендованная к использованию Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации;

2. Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва. «Просвещение». 2014.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Образовательно-воспитательные цели данного учебного предмета могут быть достигнуты с использованием различных моделей построения содержания курса для основной школы.

2.Общая характеристика учебного предмета

Начинать изучение содержания примерной программы по обществознанию как самостоятельного учебного предмета целесообразно с того, что наиболее близко и понятно младшим подросткам: собственного их «социального лица» и ближайшего социального окружения (семья, друзья). При этом особое внимание следует уделять нравственным основам межличностных отношений. Эта тематика доминирует в 5 классе.

Следующая логическая ступень — формирование у учащихся пока первичных представлений об обществе как динамически развивающейся целостности. Важнейшей частью этой картины выступают элементарные знания о российском обществе: о его устройстве, конституционных основах, об особенностях развития в начале XXI в. Изучение этой тематики должно содействовать воспитанию у учащихся патриотических чувств, общероссийской идентичности. Это задачи курса 6 класса.

При изучении содержания курса по обществознанию в основной школе в каждом классе необходимо опираться на знания учащихся по смежным учебным предметам, прежде всего истории. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которое может проходить одновременно с изучением обществознания или опережать его. В свою очередь, обществоведческая подготовка учащихся 5—6 классов вносит свой вклад в формируемые у учащихся при изучении других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности, а также в выработку универсальных учебных действий.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—6 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.

3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

«Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на два года обучения по примерной программе составляет 70 часов, а по рабочей программе – 68, т.к. общая нагрузка в каждом году обучения - 34 учебных недели, а недельная нагрузка составляет 1 час.

Таблица тематического распределения количества часов.

№ п/п

Содержание

(разделы, темы)

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

5 кл.

6 кл.

1.

Введение. Что изучает обществознание?

-

1

-

 

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ.

27

12

17

2.

Человек в социальном измерении.

18

9

9

3.

Ближайшее социальное окружение.

9

3

8

 

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

27

-

-

4.

Общество – большой «дом» человечества.

12

 

 

5.

Общество, в котором мы живём.

15

 

 

 

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ.

27

-

6

6.

Регулирование поведения людей в обществе.

18

 

6

7.

Основы российского законодательства.

9

 

 

 

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

27

6

-

8.

Мир экономики.

12

 

 

9.

Человек в экономических отношениях.

6

6

 

10.

Мир социальных отношений.

9

 

 

 

ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА.

27

3

-

11.

Политическая жизнь общества.

16

3

 

12.

Культурно-информационная среда общественной жизни.

8

 

 

13.

Человек в меняющемся обществе.

3

 

 

14.

Итоговое обобщение.

-

1

1

15.

Занятие – практикум.

-

11

10

16.

Резерв.

40

-

 

 

Итого

175

34

34

 

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

5.Содержание учебного предмета

Социальная сущность личности (27ч)

Человек в социальном измерении (18ч)

Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.

Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.

Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.

Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».

Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.

Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.

Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.

Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности?

Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

Ближайшее социальное окружение (9ч)

Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.

Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.

Социальные нормы (27ч)

Регулирование поведения людей в обществе (18ч)

Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.

Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.

Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.

Человек в экономических отношениях (6ч)

Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Экономика семьи. Семейное потребление.

Политика. Культура (27ч)

 Политическая жизнь общества (16ч)

Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.

Гражданская активность. Патриотизм.

6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ п/п

Разделы, темы

Основное содержание по темам

Характеристика универсальных учебных действий

5 класс

1.

Введение. Что изучает обществознание?

Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Правила работы с учебником.

Уметь работать с учебником, рабочей тетрадью, опорными конспектами.

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

 

Человек в социальном измерении

 

 

2.

Природа человека.

Природа человека. Человек как биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.

Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе человека.

3.

Здоровый образ жизни.

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Увлечения человека. Значимость ЗОЖ.

Характеризовать значимость здорового образа жизни.

4.

Занятие – практикум. Человек в реальном мире.

Цели и ценность человеческой жизни. Значение самостоятельности.

Исследовать исторический путь человечества. Составлять план-схему периодизации человеческого возраста.

5.

Как человек познаёт мир.

Учение вне стен школы. Умение учиться.

Обосновывать свое отношение к методам познания мира.

6.

Образование.

Образование. Учеба – основной труд школьника. Роль образования в жизни человека. Ступени школьного образования.

Оценивать значение образования в современном мире.

7.

Самообразование.

Самообразование. Умение самостоятельно извлекать знания из различных источников.

Обосновывать свое отношение к образованию.

8.

Занятие – практикум. Библиотека для самообразования.

Экскурсия в школьную библиотеку.

Планировать свои действия по поиску информации в библиотеке.

9.

Возраст человека. Особенности подросткового возраста.

Возраст человека. Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Трудности взросления.

Характеризовать основные возрастные периоды жизни человека. Сравнивать и сопоставлять возможности и ограничения подросткового возраста и других возрастных периодов.

10.

Занятие – практикум. Особенности подросткового возраста.

Самостоятельность – показатель взрослости. Самооценка.

Сравнить  детство и отрочество по основным показателям. Характеризовать свойства отрочества как ступень взросления.

11.

Одноклассники, сверстники, друзья.

Отношения младшего подростка с одноклассниками.

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

12.

Занятие – практикум. Учимся дружно жить в классе.

Дружный класс. Составление памятки «Правила отношений с одноклассниками».

Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями.

13.

Национальная принадлежность. Межнациональные отношения на Кубани.

Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Многонациональная культура народов России. Межнациональные отношения.

Характеризовать и конкретизировать примерами национальные различия.

14.

Юные граждане России.

Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

Объяснять смысл понятия «гражданство».

15.

Занятие – практикум.  Учимся быть достойными гражданами.

Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность.

Оценивать собственные действия и отношения с другими людьми с позиций толерантности.

 

Ближайшее социальное окружение.

 

 

16.

Семья. Семейные отношения.

Семья. Виды семей. Семейные отношения. Отношения между поколениями. Семейные конфликты: причины и пути их разрешения.

Характеризовать семью. Характеризовать семейные отношения.

17.

Роли в семье.

Закон Нижегородской области «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Роли в семье. Закон Нижегородской области «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Уметь определять и характеризовать свои роли в семье.

18.

Семейные ценности и традиции. Защита прав и интересов детей.

Семейные ценности, традиции, обычаи и нормы. Забота и воспитание в семье. Семья под защитой государства. Семейный кодекс.

Приводить примеры семейных традиций и ценностей. Исследовать практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей.

19.

Занятие – практикум. Семья в жизни человека и общества.

Роль семьи в жизни человека и общества.

Конкретизировать примерами роль семьи в жизни человека и общества.

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

Человек в экономических отношениях.

 

 

20.

Экономика семьи.

Семейное хозяйство. Распределение обязанностей.

Называть, описывать и иллюстрировать примерами виды доходов семьи.

21.

Семейное потребление.

Семейные заботы.

Оценивать рациональное ведение хозяйства.

22.

Занятие – практикум. Экономия семейных ресурсов.

Рациональное ведение хозяйства.

Составлять план доходов и расходов своей семьи.

23.

Труд  - основа жизни.

Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда.

Объяснить значение трудовой деятельности для личности и общества.

24.

Труд – условие благополучия человека.

Результаты труда. Заработная плата.

Различать материальную и моральную оценку труда.

25.

Занятие – практикум. Труд в жизни человека.

Труд – условие благополучия человека.

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека.

26.

Профессиональная успешность. Особенности труда и быта жителей Кстовского района

Труд – один из основных видов деятельности. Профессиональная подготовка.

Называть и иллюстрировать примерами факторы, влияющие на профессионализм.

27.

Занятие – практикум. От увлечения к профессии.

Тестирование на определение склонностей к профессиональной деятельности.

Уметь составлять и объяснять рейтинг успешности профессий.

28.

Труд и творчество.

Труд и творчество. Ремесло. Признаки ремесла.

Различать творчество и ремесло.

29.

Занятие – практикум. Труд и красота.

Творческий труд. Творчество в искусстве.

Оценивать собственное отношение к труду с позиций творчества.

ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА.

 

Политическая жизнь общества.

 

 

30.

Наше государство – Российская Федерация.

Наша Родина – Россия. Многонациональное государство. Русский язык – государственный.

Осознавать свою государственную принадлежность.

31.

Государственное устройство России.

Субъекты Федерации.

Объяснять смысл понятия «субъект РФ».

32.

Государственные символы РФ. 

Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники.

Знать и уметь характеризовать государственные символы РФ.

33.

Занятие – практикум.  Знай свой край.

Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.

Уметь рассказывать о родном крае.

34.

Итоговое обобщение.

Актуализация знаний, полученных в курсе обществознания в 5 классе.

Уметь работать с учебником, рабочей тетрадью, опорными конспектами.

6 класс

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

 

Человек в социальном измерении

 

 

1.

Интересы и потребности.

Какие бывают потребности. Мир чувств.

Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер.

2.

Занятие – практикум. Учимся размышлять.

Мир мыслей.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств.

3.

Деятельность и поведение.

Деятельность человека. Мотивы деятельности.

Характеризовать деятельность человека.

4.

Виды деятельности.

Основные виды деятельности (игра, учение, труд).

Характеризовать отдельные виды деятельности.

5.

Занятие – практикум. Учимся правильно организовывать свою деятельность.

Знания и умения как условия успешной деятельности.

Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности.

6.

Как человек познает мир и самого себя.

Познание человеком мира и самого себя.

Характеризовать познание человеком мира и самого себя.

7.

Самосознание.

Самосознание и самооценка.

Сравнивать себя и свои качества с другими людьми.

8.

Занятие – практикум. Учимся узнавать и оценивать себя.

Способности человека.

Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику.

9.

Личность.

Что такое личность? Индивидуальность человека.

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятий «индивидуальность» и «личность».

10.

Социальные «параметры личности».

Качества, характеризующие личность.

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.

11.

Социальное становление человека.

Слагаемые жизненного успеха. Готовимся выбирать профессию. Выбор жизненного пути.

Характеризовать и конкретизировать примерами роль общества в достижении успеха в жизни.

12.

Важность взаимопонимания и взаимопомощи.

Поддержка близких как залог успеха.

Показывать на примерах влияние взаимопомощи в жизни и деятельности человека.

13.

Занятие – практикум. Учимся составлять портрет личности.

Качества сильной личности.

Находить и извлекать информацию о жизни людей, достигших успеха, из адаптированных источников различного типа.

 

Ближайшее социальное окружение.

 

 

14.

Социальные группы.

Социальные группы и их виды.

 

Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп.

15.

Человек в малой группе.

Человек в малой группе. Лидерство. Групповые нормы.

Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы.

16.

Занятие – практикум. Учимся группой делать полезные дела.

Группы, которые мы выбираем.

Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства.

17.

Межличностные отношения.

Человек и его ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Чувства как основа межличностных отношений.

Описывать межличностные отношения и их отдельные виды.

18.

Соперничество и сотрудничество.

Виды межличностных отношений. Соперничество и сотрудничество.

Описывать с опорой на примеры  соперничество и сотрудничество людей в обществе.

19.

Занятие – практикум. Учимся взаимодействовать с окружающими.

Солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание в отношениях с окружающими людьми.

Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание.

20.

Общение.

Что такое общение. Цели общения.

Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей.

21.

Стили общения.

Как люди общаются. Средства общения.

Сравнивать и сопоставлять различные стили общения.

22.

Занятие – практикум. Учимся общаться.

Особенности общения со сверстниками.

Иллюстрировать с помощью примеров различные стили, цели и средства общения.

23.

Межличностные конфликты.

Межличностный конфликт. Причины межличностных конфликтов.

Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов.

24.

Разрешение конфликта.

Конструктивное разрешение конфликта.

Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чем заключается конструктивное разрешение конфликта.

25.

Занятие – практикум. Учимся вести себя в ситуации конфликта.

Как победить обиду и установить контакт.

Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ.

 

Регулирование поведения людей в обществе.

 

 

26.

Что такое добро.

Доброе – значит, хорошее.

Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра.

27.

Мораль.

Мораль. «Золотое правило» морали.

Приводить примеры, иллюстрирующие «золотое правило» морали.

28.

Занятие – практикум. Учимся делать добро.

Человек славен добрыми делами.

Оценивать ситуации и поступки людей с точки зрения морали.

29.

Моральные нормы и моральный выбор.

Что такое страх. Смелость.

Характеризовать на конкретных примерах влияние моральных норм на нравственный выбор человека.

30.

Нравственные чувства и самоконтроль.

Смелость и отвага. Противодействие злу.

На конкретных примерах давать оценку проявлениям мужества, смелости, преодолению страха в критических и житейских ситуациях.

31.

Занятие – практикум. Учимся побеждать страх.

Преодоление страха.

Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла.

32.

Законы и правила нравственности. Волонтерское движение.

Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям.

Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность».

33.

Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.

Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

Давать оценку с позиции гуманизма поступкам людей, описанным в различных информационных источниках.

34.

Итоговое обобщение.

Актуализация знаний, полученных в курсе обществознания в 6 классе.

Уметь работать с учебником, рабочей тетрадью, опорными конспектами.

 

7.Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

п/п

Наименование объектов и средств материально технического обеспечения

Кол-во

 

 

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

 

1

 

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Д

 

2.

Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва. «Просвещение». 2014.

Д

 

3.

Учебные словари

Д

 

Учебники, реализующие рабочую программу

 

1

Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных  учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова,  Л.Ф. Ивановой. - М. «Просвещение», 2014.

К

2

 

Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных  учрежений. /Под ред. Л. Н.       Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.

К

 

3

 

Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных  учрежений. /Под ред. Л. Н.       Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.

К

 

4

 

Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных  учрежений. /Под ред. Л. Н.       Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.

К

 

5

Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных  учрежений. /Под ред. Л. Н.       Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.

К

 

 

Рабочие тетради

 

1

Боголюбов Л.Н. Рабочие  тетради  по обществознанию. 5-6  класс.

 

2

Боголюбов Л.Н. Рабочие  тетради  по обществознанию. 7-9  класс.

 

 

Методические пособия для учителя

 

1

Боголюбов Л.Н. Поурочные разработки. 6 кл.

Д

2

Боголюбов Л.Н. Поурочные разработки. 7 кл.

К

3

Боголюбов Л.Н. Поурочные разработки. 8 кл.

 

4

Боголюбов Л.Н. Поурочные разработки. 9 кл.

К

 

Электронные пособия

 

1

DVD Обществознание. 5 класс. (Л.Н. Боголюбов и др.)

Д

2

DVD Обществознание. 6 класс. (Л.Н. Боголюбов и др.)

К

 

Технические средства обучения

 

1

Персональный компьютер

Д

2

Мультимедийный проектор

Д

3

Экспозиционный экран размером 150х150 см.

Д

 

Экранно-звуковые пособия

 

1

Слайды (презентации), соответствующие содержанию программы

К

 

Учебно-практическое оборудование

Д

1

Классная доска с магнитной поверхностью (с набором приспособлений для крепления постеров и таблиц)

Д

 

2

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

К

3

Стол учительский с тумбой

 

4

Стол для компьютера

Д

5

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

Д

 

6

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Д

7

Сетевой фильтр-удлинитель (5 евророзеток)

Д

8.Планируемые результаты изучения учебного предмета

Человек в социальном измерении

Выпускник научится:

• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;

• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;

• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;

 • выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

 • давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;

• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.

 Выпускник получит возможность научиться: формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности; описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.

Ближайшее социальное окружение

 Выпускник научится:

 • характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;

• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;

• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

 • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.

 Выпускник получит возможность научиться: использовать элементы причинно- следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.

Общество — большой «дом» человечества

Выпускник научится:

• распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;

 • характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

 • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

 • применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;

 • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.

Выпускник получит возможность научиться: наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития.

Общество, в котором мы живём

Выпускник научится:

• характеризовать глобальные проблемы современности;

 • раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;

 • называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;

• формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;

• находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.

Выпускник получит возможность научиться: характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе; показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.

Регулирование поведения людей в обществе

Выпускник научится:

• использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;

• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

• критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;

 • использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.

Выпускник получит возможность научиться: использовать элементы причинно- следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку; оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.

Основы российского законодательства

 Выпускник научится:

• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

• характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;

 • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

 • объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;

 • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять  полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Выпускник получит возможность научиться: оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами; использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.

 Мир экономики

 Выпускник научится:

• понимать и правильно использовать основные экономические термины;

• распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;

 • объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;

• характеризовать функции денег в экономике;

• анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

 • получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;

• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.

Выпускник получит возможность научиться: оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе; анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

Человек в экономических отношениях

Выпускник научится:

• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;

 • характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;

• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;

• использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;

• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;

 • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт.

 Выпускник получит возможность научиться: наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания; характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе; анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя; решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

Мир социальных отношений

Выпускник научится:

• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;

• характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;

• характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;

• давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;

• характеризовать собственные основные социальные роли;

 • объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;

• извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач;

 • использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;

 • проводить несложные социологические исследования.

 Выпускник получит возможность научиться: использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма; ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе; адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.

Политическая жизнь общества

Выпускник научится:

• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;

 • правильно определять инстанцию (государственный орган), в который следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;

• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;

• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;

• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;

 • различать факты и мнения в потоке политической информации.

 Выпускник получит возможность научиться: осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Культурно-информационная среда общественной жизни

Выпускник научится:

• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры

• распознавать и различать явления духовной культуры;

• описывать различные средства массовой информации;

• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

• видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.

 Выпускник получит возможность научиться: описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях; осуществлять рефлексию своих ценностей.

 Человек в меняющемся обществе    

 Выпускник научится:

• характеризовать явление ускорения социального развития;

• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

 • описывать многообразие профессий в современном мире;

• характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;

 • извлекать социальную информацию из доступных источников;

 • применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.

Выпускник получит возможность научиться: критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода; оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни; выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи.

 


9. Календарно-тематическое планирование 5 класс обществознание

№ урока

Тема урока

Основные элементы содержания

Планируемые результаты  

Формы контроля

Домашнее

задание

предметные

УУД

личностные

1.

Введение

Знакомство с курсом «Обществознание». Структура, особенности методического аппарата учебника.

Научатся определять содержание предмета, цель, задачи, осознать конечный результат.

Получат возможность научиться: ориентироваться в основных разделах курса

Познавательные

Извлекать информацию из текста

Коммуникативные

Составлять целое из частей, работая в группах

Регулятивные

Составлять план своих действий

Личностные

Осознавать, какое значение исмысл имеет для меня учение

 

Стр 5-8 чит

2.

Проектная деятельность на уроках обществознания

Понятие проекта. Особенности и план написания проекта по обществознанию. Подборка тем.

Раскрывать значение термина социальный проект. Умение разработать план проекта. Умение подобрать нужную тему.

Практикум

Подобрать тему проекта и составить план

3.

Цели и ценность человеческой жизни

Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Отличие человека от животных.

Научатся систематизировать полученные знания по пройденному разделу и формулировать свои мысли как в устной, так и в письменной форме

Получат возможность научиться: сопоставлять возраст человека с временами года и проводить сравнительные характеристики подросткового возраста с другими возрастными периодами человека

Познавательные Проверять правильность своих выводов об отличиях человека и животного, рассматривая схему.

Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.

Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Коммуникативные

Готовить коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение живого существа влияют инстинкты?»

Регулятивные

Составлять свой план текста

Личностные

Высказывать свои предположения о том, зачем человек рождается и каковы ценности человеческой жизни.

 

Устный опрос

Работа с текстом учебника по вопросам

Стр. 13чит, отв на вопр после текста на стр 11, написать рассказ по теме урока

4.

Человек – биологическое и социальное существо.

Отличие человека от животных. Наследственность

Научатся определять понятия: наследственность, биологическая сущность, эмоции, способности, суждение, социальное существо.

Получат возможность научиться: называть отличия человека от животных, объяснять, что такое наследственность, давать характеристику наследуемых качеств человека

 

Познавательные

Определять незнакомые слова и находить их значение.

Коммуникативные

Готовить проект по теме:»Кто на кого похож», подобрав фотографии внешне похожих людей и используя ресурсы Интернета.

Регулятивные

Составлять план и выделять основные смысловые части текста.

Личностные

Высказывать свое мнение, что в этой истории можно считать правдой, а что – вымыслом.

 

Устный опрос

Работа с текстом учебника по вопросам

§1, стр11-14чит, вопр 1-4 стр.14 устно

5.

Отрочество – особая пора жизни.

Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем.

Научатся определять термины: отрочество и отрок подростковый возраст, болезни роста, страхи, мечта и желание.

Получат возможность научиться: характеризовать этапы подросткового

 

Познавательные  

Описывать отрочество как особую пору жизни.

Самостоятельно составлять схему правил общения.

Приводить примеры, когда мечты и целеустремленность человека помогли ему достичь в жизни значительных успехов, используя дополнительные источники или опираясь на жизненный опыт близких знакомых.

Понимать смысл высказывания и приводить примеры из собственной жизни.

Коммуникативные

Придумывать сценки из жизни :»Общение взрослого и подростка, разделившись на группы».

Регулятивные

Оценивать результатов работы.

Личностные 

Сравнивать свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками.

 

Опрос

§2 стр.15-18 чит, вопр 1-2 стр.21 устно

6.

Самостоятельность – показатель

взрослости

Самостоятельность – показатель взрослости.

Научатся определять термины: самостоятельность, личность

Получат возможность научиться: характеризовать признаки самостоятельности, приводить примеры из художественной литературы и личного опыта

Личностные 

Высказывать свое мнение может ли самостоятельность быть отрицательным качеством.

Познавательные  

Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли.

Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости

Коммуникативные 

Составлять в парах памятку – советы «Как всегда чувствовать себя хорошо».

Регулятивные 

Прогнозировать свой результат

Личностные 

Высказывать свое мнение может ли самостоятельность быть отрицательным качеством.

 

Опрос

§2 стр.18-21чит, вопр3-4стр21 устно

7.

Практикум по теме «Человек».

Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Пользу или вред приносит самостоятельность.

Научатся систематизировать полученные знания по пройденному разделу и формулировать свои мысли как в устной, так и в письменной форме

Получат возможность

научиться: придумывать деловые игры, участвовать в них, давать характеристику собственной индивидуальности, определять свои личностные качества

 

Познавательные  

Находить основную мысль прочитанного текста и записывать ее.

Готовить сообщение об одном из мнений о происхождении человека, используя учебник истории, энциклопедию, Интернет.

Коммуникативные

Инсценировать жизненные ситуации, работая в группах

Регулятивные 

Составлять план текста

Личностные

Высказывать свое мнение. Почему очень часто дети хотят поскорее стать взрослыми, а многие взрослые не прочь вернуться в детство.

 

Практикум

Устно отв. на вопр 1-4 на стр 24

 

 

 

Семья (5 ч)

 

 

 

 

8

Семья  и семейные отношения

Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс.

Научатся определять термины: семья, брак, семейные обязанности, Получат возможность научиться: формулировать собственное определение семьи и брака, оценивать место и значение семьи в обществе

 

Познавательные

Объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета.

Выражать собственную точку зрения на значение семьи.

Коммуникативные

Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах.

Регулятивные

Вносить коррективы в план

Личностные  

Составить свой кодекс семейных отношений

 

Опрос

§3 стр.26-32чит, вопр 1-4 на стр.32 устно

9.

Семейное хозяйство.

Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства

Научатся определять термины: потребности, рачительный хозяин, ресурсы семьи

Получат возможность

научиться: связывать потребности семьи с домашним трудом, оценивать важность семейного хозяйства для нормальной жизни всех членов семьи

Познавательные

Готовить рассказ о роли техники в быту.

Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства

Характеризовать совместный труд членов семьи

Коммуникативные

Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя, работая в группах

 Регулятивные

Оценивать результаты работы

Личностные

Формировать свою позицию

 

Опрос

§4 стр.33-38 чит, вопр.1-4 стр 38 устно

10.

Свободное время

Свободное время.  Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер.

Научатся определять термины: свободное время, формы досуга, хобби.

Получат возможность научиться: отличать бесполезное времяпрепровождение от рационального использования свободного времени

Познавательные 

Определять основную мысль текста.

Приводить примеры из своего опыта, когда время летит очень быстро и тянется очень медленно

Коммуникативные 

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени, работая в группах

 Регулятивные

Составлять план своего рабочего дня и выполнять его

Вносить коррективы в план.

Личностные

Высказывать свое мнение .

 

Творческие задания

§5стр.40-48 чит, вопр 1-4 на стр

47 устно

11.

Практикум по теме «Семья»

Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье.

Научатся систематизировать полученные знания по пройденному разделу и формулировать свои мысли как в устной, так и в письменной форме

Получат возможность научиться: придумывать деловые игры, участвовать в них, давать характеристику собственной индивидуальности, определять свои личностные качества

 Познавательные

Составлять вопросы к тексту, документу.

Коммуникативные

Составлять коллективный портрет рачительного хозяина.

Подготавливать рассказ по группам.

Регулятивные

Планировать свой режим для будничного дня и свои занятия во время каникул.

Проверять и оценивать результаты работы.

 

Личностные

Высказывать свое мнение

 

 

Практикум

Вопр.1-7 на стр 48 устно

12

Составление обществоведческого эссе

Учимся правилам написания эссе по обществознанию

 

Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.

Умение составлять обществоведческий рассказ, выделяя главное из текста учебника.

Творческие задания

Написать эссе на заданную тему

 

 

 

Школа (7 ч)

 

 

 

 

13

Образование в жизни человека

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества.

Научатся определять термины: образование, алгоритм.

Получат возможность научиться: называть учебные заведения, давать краткую характеристику учебным заведениям, давать собственную оценку роли образования в жизни человека и общества

Познавательные УУД 

Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом.

Описывать ступени школьного образования.

Личностные УУД

Высказывать свое мнение с каким настроением ходишь ты в школу

 

Тестовые задания

Стр 57-58 зад1,4 устно, написать эссе на заданную тему

14

Ступени школьного образования

Ступени школьного образования

Научатся определять термины: основная школа, полное образование, профессиональное образование.

Получат возможность научиться: работать с исторической картой и историческими источниками

 

Коммуникативные УУД

Участвовать в коллективном обсуждении проблем

Регулятивные

Соотносить то, что известно и неизвестно,

 

Опрос

§6 стр.50-52 чит. вопр 1.стр 57 устно

15

Профессия – ученик

Профессия – ученик. Чему учит школа. Учись – учиться.

Научатся определять термины: ученик,учеба,

Получат возможность научиться: составлять рассказ о формах обучения в прошлом и в ХХI веке

Познавательные 

Объяснять смысл пословиц о школе.

Заполнять схему «Чему можно научиться»

Извлекать информацию из текста

Коммуникативные

Выполнять проект «Наш класс».

Регулятивные

Составлять личный алгоритм – «Учись учиться».

Прогнозировать какой будет школа в будущем, написав сочинение.

Личностные

Высказывать свое мнение, что ты чувствуешь, когда после приложенных усилий добиваешься хорошего результата.

 

Опрос. Составить синквейна «Школа»

§6 стр. 54-57 чит, вопр 4-5 на стр57 устно

16

Образование и самообразование

Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника.

Научатся определять термины: самообразование

Получат возможность научиться: самостоятельно называть формы самообразования, давать оценку чтению как одной из основных форм самообразования

Познавательные

Характеризовать учебу как основной труд школьника.

Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений

Коммуникативные 

Уметь слушать и вступать в диалог.

Регулятивные 

Осознавать качество и уровень подготовки.

Личностные 

Выявлять мотив деятельности: зачем я учусь

Опрос

§7 стр 58—63 чит, вопр 1,2,4 стр 63 устно

Вопр 3 письм

17

История нашей школы..

Учение вне стен школы. Умение учиться.

 

Познавательные 

Оценивать собственные умения учиться и возможности его развития.

Выявлять возможности практического применения полученных знаний в школе.

Характеризовать значение самообразования для человека, опираясь на конкретные примеры.

Составлять таблицу»Что общего и различного в образовании и самообразовании».

 Размышлять на тему»Хорошо учиться – это значит», аргументируя фактами из своей жизни.

Коммуникативные 

Участвовать в коллективно обсуждении проблем

Регулятивные

Оценивать результаты работы.

Личностные

Высказывать свое мнение.

 

Опрос

Написать рассказ на заданную тему

18

Одноклассники, сверстники, друзья

Отношение младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

Научатся определять термины: дружба, общение

Получат возможность научиться: формулировать собственное отношение к

дружбе и товариществу, систематизировать примеры значения дружбы и товарищества, формулировать формы взаимопомощи.

 

§ 8

Познавательные

Использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.

Описывать случай из своей жизни, который говорил бы о настоящем товариществе

Коммуникативные

Проводить игру по командам, продекламировав куплет любой известной песни о дружбе

Регулятивные

Оценивать собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями.

Проверять и оценивать результаты работы

Личностные

Высказывать своё мнение.

 

Опрос. Творческое задание

§8 стр 64-70 чит.

Вопр 1-3 стр 70  письм

19

Практикум по теме «Школа»

Учимся жить дружно в классе. Классный коллектив. Коллективный досуг и взаимопомощь.

Научатся систематизировать полученные знания по пройденному разделу и формулировать свои мысли как в устной, так и в письменной форме

Получат возможность научиться: придумывать деловые игры, участвовать в них, давать характеристику собственной индивидуальности, определять свои личностные качества

Познавательные УУД

Готовить рассказ на тему «как учились раньше», опираясь на жизненный опыт родных.

Коммуникативные

Готовить презентацию »О нас и нашем классе», распределяя задания в группах.

Регулятивные

Оценивать результаты работы.

Личностные 

свое Высказывать мнение по жизненным ситуациям.

Опрос. Творческое задание

Вопр  2, 4, 5,6 стр71-72 устно

Вопр 1,3 письм

 

 

 

Труд 5 часов

 

 

 

 

20

Труд – основа жизни

Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда.

Научатся определять термины: труд, творческий труд, свободный труд,  товар зарплата

Получат возможность научиться: самостоятельно формулировать понятие «труд», называть виды труда

Познавательные 

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека.

Заполнять сравнительную таблицу «Труд свободного человека и труд рабов».

Составлять синонимы со словом «Труд».

Коммуникативные

Инсценировать труд раба, крепостного крестьянина и свободного человека.

Готовить в группах ответ на вопрос: кого называют людьми творческих профессий и приводить примеры людей таких профессий.

Регулятивные

Различать материальное изделие и услугу по рисункам, заполняя таблицу.

Составлять свои правила труда.

Личностные

Высказывать свое мнение

 

Опрос. Письменные задания

§9 стр 74-77 чит

Вопр1,2,4 стр 79 письм

21

Бедные и богатые

Труд – условия благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

Научатся определять термины:  богатство, бедность, зарплата

Получат возможность научиться: самостоятельно формулировать понятие «богатство, бедность», называть источники материального благополучия, а также источники богатства и причины бедности

Познавательные  

Различать материальную и моральную оценку труда.

Заполнять схему «Источники богатства».

Приводить примеры благотворительности и меценатства

Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде.

Коммуникативные

Обсуждать с друзьями ситуацию, разделившись на группы.

Регулятивные

. Проверять и оценивать результаты работы

Личностные 

Высказывать свое мнение

 

Тестовые задания

§9 стр 77-79 чит

Вопр 3 стр 79 письм

22.

Труд и творчество

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства.

Научатся определять термины: творчество, виды творчества , ремесленник, мастер, художник

Получат возможность научиться: называть творчество как отличительную особенность человека от животного, приводить собственные примеры творческой деятельности человека

Познавательные

Заполнять сравнительную таблицу «Труд» животных и труд человека.

Объяснять смысл пословиц о труде.

Коммуникативные

Оформлять выставку на тему «Труд и красота».

Регулятивные

Различать творчество и ремесло, рассматривая рисунки.

Проверять и оценивать результаты работы

Личностные

Давать характеристику своей трудовой деятельности

Составить кластер «Труд». Опрос. Письменные задания

§10 стр 85-88 чит вопр 1-5 стр 88 письм

23.

Творческие личности

Творческий труд. Творчество в искусстве.

Научатся определять термины: творческий труд, творчество в искусстве

Получат возможность научиться: высказывать суждения о человеке творческих профессий, высказывать собственное мнение о творческой личности

 

Познавательные 

Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров

Коммуникативные

Готовить сообщение на тему «творчество в науке» и «творчество в искусстве» на примере известной личности

Регулятивные

Проверять и оценивать результаты работы

Личностные

Высказывать свое мнение о проявлении творчества в учебном процессе и своих чувствах, которые ты испытал..

 

Опрос. Письменные задания

Написать эссе на заданную тему

24.

Практикум по теме «Труд».

Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству.

Научатся систематизировать полученные знания по пройденному разделу и формулировать свои мысли как в устной, так и в письменной форме

Получат возможность научиться: придумывать деловые игры, участвовать в них, давать характеристику собственной индивидуальности, определять свои личностные качества

Познавательные

Извлекать информацию из текста

Осознавать какое значение и смысл для меня имеет труд

Коммуникативные

Готовить проект «Творчество в науке и искусстве».

Регулятивные

Соотносить то, что известно и что неизвестно, применяя метод незаконченных предложений.

Проверять и оценивать результаты работы.

Личностные 

. Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы.

 

Практикум

Стр 90 вопр 1-5 стр 90 письм

 

 

 

Родина(8ч)

 

 

 

 

25.

Наша Родина – Россия.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация.

Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык –государственный.

Научатся определять термины: Российская Федерация, субъекты федерации, государственный язык, патриот

Получат возможность научиться: давать развернутое определение слову «федерация», формулировать собственную гражданскую позицию, высказывать суждения на предмет необходимости государственного языка

Познавательные  

Объяснять смысл понятия субъект Российской Федерации.

Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа.

Характеризовать особенности России как многонационального государства.

Объяснять значение русского языка как государственного.

Отбирать информацию из источника.

Подбирать синонимы к слову «Родина».

Коммуникативные

Распределять задания по группам

Регулятивные

Осознавать качество и уровень усвоения.

Личностные

Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы.

 

Творческие задания

§11 стр 92-93 чит.

Вопр 1,2,4, чтр 98 письм

26.

Что значит быть патриотом

Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.

Научиться определять термины: Родина, Россия патриотизм,

Получат возможность научиться: описывать государственные символы России, писать эссе на тему ,

Познавательные

Извлекать информацию из текста.

Объяснять смысл пословиц.

Приводить примеры проявления патриотизма

Коммуникативные

Излагать мысли письменно своему сверстнику, живущему далеко от тебя, о своей малой родине.

Регулятивные

Оценивать результаты работы.

Личностные

Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы.

 

Тестовые задания. Творческие задания

§11 стр 93-98 чит.

Вопр 3 стр98 письм

27.

Государственные символы России.

Государственные символы России.

Герб, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.

Научатся определять термины: символика, герб, флаг, гимн.

Получат возможность научиться: определять смысловое содержание слова «патриот, патриотизм, любовь к Родине, к России»

Познавательные

Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России.

Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России.

Извлекать информацию из текста.

Коммуникативные

Уметь слушать и вступать в диалог.

Регулятивные

 Проверять и оценивать результаты работы.

Личностные

Придумывать свой личный герб, нарисовав его и описав.

 

Опрос

§12 стр 99-106 чит. Вопр 1-3 стр 106 устно

28.

Гражданин России

Гражданин – Отечества достойный сын

Научатся определять термины: гражданин, референдум, выборы.

Получат возможность научиться: определять смысловое содержание слова «гражданин»

Познавательные

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин»

Заполнять таблицу, используя словосочетания из приведенного ниже списка.

Коммуникативные

Уметь слушать и вступать в диалог.

Регулятивные

Оценивать результаты работы

Личностные 

Высказывать свое мнение по поводу участия в решении государственных дел в России таким же способом, как в Древних Афинах.

 

Опрос.

Творческое задание

§13 стр 107, 110-111 чит.

Вопр 1 письм

29-30

Права и обязанности граждан России

Права граждан. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России. Какие прав человек получает от рождения?

Научатся определять термины: права и обязанности Получат возможность научиться: определять смысловое содержание слова  «права человека», формулировать значимость связки «права и обязанности», называть международные документы о правах человека

Познавательные

Отбирать информацию из источника.

Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ.

Называть основные обязанности граждан РФ.

Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей.

Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ.

Коммуникативные

Участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Регулятивные

Оценивать результаты работы

Личностные 

Высказывать свое мнение, что ты можешь делать сейчас, чтобы быть гражданином своей страны.

 

Опрос, письменные задания

§13 стр 108-111 чит

Вопр 2-3 письм

31.

Мы – многонациональный народ

Россия – многонациональное государство. Народы России – одна семья. Национальность человека. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения

Научатся определять термины: нация, народ, многонациональный состав Получат возможность научиться: рассказывать о

многонациональных странах, называть преимущества и сложности взаимоотношений в многонациональных странах, перечислять национальности РФ

 

§ 14

Познавательные

Составлять и записывать свои вопросы к кроссворду.

Анализировать карту, о чем она тебе расскажет.

Извлекать информацию из текста.

Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.

Коммуникативные

Выполнять проект »русский язык – язык межнационального общения, используя высказывания из книг и материалы из Интернета, подготовив плакат или компьютерную презентацию.

Регулятивные

Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений.

Личностные

Приведите конкретные примеры из своей жизни о том, люди каких национальностей находятся рядом с вами и как ты к ним относишься.

 

Опрос.

Творческое задание

§14 стр112-118 чит.

Вопр 1-5 стр 117 устно

Подг к словарному диктанту

32.

Практикум по теме «Родина»

Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности. Правила толерантного

отношения к людям.

Научатся систематизировать полученные знания по пройденному разделу и формулировать свои мысли как в устной, так и в письменной форме

Получат возможность научиться: придумывать деловые игры, участвовать в них, давать характеристику собственной индивидуальности, определять свои личностные качества

Познавательные

Работать с учебником и дополнительнойлитературой.

Коммуникативные 

Готовить плакаты на тему «с чего начинается Родина».

«Участие гражданина в делах государства».

«Главные обязанности гражданина».

Регулятивные

Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы.

Личностные 

Принимать личное участие в озеленении школьного двора, улиц села.

 

Практикум

Вопросы 1,6,7, на стр 118 письм

 

 

 

 

Повторение (3ч)

 

 

 

33.

Защита проектов

Выступления учащихся с темами проектов.

 

Коммуникативные УУД

Подбирать материал и готовить компьютерную презентацию .

Регулятивные УУД

Прогнозировать какой будет результат.

 

Личностные 

Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы.

 

Опрос

 

Подготовить защиту своего проекта

34.

Итоговое повторение

Заключительные уроки.

Научатся определять термины, изученные в курсе «Обществознание», уметь называть главные сферы

жизнедеятельности человеческого общества, значение школы и семьи в жизни человека и общества, формулировать собственное суждение на тему «Для чего нужен предмет «Обществознание

 

Обобщить и закрепить полученные знания и умения. Проанализировать результаты работы класса, отдельных учащихся за прошедший учебный год. Развивать рефлексивные умения, способности к адекватной самооценке. Наметить перспективы работы в следующем учебном году

 

Опрос

Вопросы на стр122-123 устно, подгот к итоговой конр. работе

35

Итоговая контрольная работа

Основные понятия курса «Введение в обществознание»

Получат возможность показать: свое умение ориентироваться в основных разделах курса

 

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учётом просмотра фрагментов видеофильмов, изучения мультимедиаресурсов.  Умение решать  проблемно-развивающие задания.

 

Контрольная работа

Не задано

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»